"ВЕЧЕРНИЙ СТАВРОПОЛЬ", 29 июля 2009 г.

Рубрика - В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ КРАЯ

БЮДЖЕТНЫЕ СТРАСТИ

Вчера на брифинговой площадке краевого правительства с журналистами встретился первый заместитель главы исполнительной власти региона — министр финансов Ставрополья Владимир Шаповалов. Разговор шел об исполнении бюджета текущего года и планах на перспективу. Беседа получилась весьма откровенной, затрагивающей самые острые, порой не очень удобные и выигрышные для власти темы.  (Возможно, на брифинге, в кулуарах, так и было, но в газете свои вопросы журналисты не задают. Кризис, а содержание и стиль газеты очень напоминают 70-е годы, золотые застойные времена. И гражданам задавать не дают. Цензура осталась прежняя, свобода слова только на бумаге.)

ПОД ЗНАКОМ КРИЗИСА

Конечно, в разговоре о финансах от темы кризиса было не уйти. Под его знаком заканчивался прошлый год, продолжается нынешний и, судя по прогнозам, не обойдется следующий, Исполнение бюджета может служить своеобразным барометром эффективности предпринимаемых властями антикризисных мер. Владимир Шаповалов откровенно признал, что к финансированию расходов в текущем году подходили более чем осторожно. Когда вся страна затягивает пояса, краю выделяться в этом процессе как-то не с руки. (Прямо как у Ильфа и Петрова. Корейке и товарищу Бердеру тоже было не с руки выделяться среди граждан, с затянутыми поясами ходили. Это шутка. Но если серьезно, то пояса страны мешают нам развернуться с бюджетом? Ну и шутки у министра!) Среди приоритетов на Ставрополье,как и в целом по России, выплаты социального характера. (Ну и зря. Приоритетом должна стать реальная экономика, а социальные вопросы, при сильной экономике, решаются автоматически.) Но кое-что пришлось существенно урезать. Постараюсь не утомлять читателя излишним обилием цифр, остановлюсь лишь на основных. В бюджет Ставропольского края за первое полугодие 2009 года поступило доходов в сумме 23, 4 миллиарда рублей, что составляет более 43 процентов к годовым плановым назначениям по доходам. Фактическое поступление налоговых и неналоговых доходов составило 12, 3 млрд рублей, годовые контрольные показатели по их сбору обеспечены на 35,29 процента. Министр финансов подчеркнул, что краевым властям пришлось пойти на непопулярные меры — объем поступлений по собственным доходам (Опять шутка! Пошли на непопулярные меры и сократили объем поступлений по собственным доходам. А может это не шутка? Но в любом случае, это как-то связано с мозгами.), налоговым и прочим был сокращен более чем на 7 миллиардов рублей, а расходы — более чем на 3. Прогнозы на конец года также являются не слишком утешительными — по краевому бюджету недополученные средства могут превысить 9 миллиардов, а по консолидированному — 15. Так что сокращение — объективная необходимость, что и было сделано в начале июля. Здесь можно говорить о наметившихся тенденциях, которые подтверждают невеселые цифры. Недополучение доходов по налогу на прибыль составляет на сегодня свыше 1,6 миллиарда рублей. Что касается собственных источников, то есть того, что непосредственно зависит от работы правительства, то здесь прежде всего стоит обратить внимание на поступления от платных услуг. (Не понимаю, экономического образования не хватает. Какие платные услуги оказывает правительство?) Они ниже запланированного более чем на 500 миллионов. Владимир Шаповалов признал определенные недостатки в работе по этому направлению. Сейчас ситуация меняется — внедряются новые формы учета и контроля, проводятся ревизионные проверки, изыскиваются внутренние резервы. (Учет, контроль, ревизии, это как раз платные услуги? А внутренние резервы, это про шрафы? И чем правительство так было занято, что допустило недостатки на 500 млн. рублей? Неужели это издержки реальной экономики?) Глава Минфина отметил, что сокращения пришлось проводить буквально по всем фронтам. Что касается госкапвложений, то деньги предусмотрели только на те объекты, которые будут сдаваться в этом году, нет даже ни одного переходящего. (Какая жалость! Не смогут осчастливить Ставрополь мэр города Николай Пальцев и почетный архитектор России Александр Середин микрорайоном на 140 тыс. ставропольцев с полным перечнем объектов социальной сферы, транспортом, рабочими местами, зонами отдыха и так далее. Нужно потребовать с государства возмещения расходов на заседание градостроительного совета в фойе городского Дворца детского творчества, да и другие расходы думаю были. Кризис, а тут так нас Москва подставила.) Наполовину сокращены расходы капитального характера на госучреждения (Расходы капитального характера, видимо зарплата, премии, льготы чиновников, персональные автомобили, мрамор, бронза, кожаная мебель в кабинетах. Давно нужно было сократить. Еще и их численностью нужно заняться. Плодятся как тараканы, народ размножаться за ними не успевает.), на 200 миллионов — на финансирование неработающего населения по фонду обязательного медицинского страхования, (Неужели собрались довести ежегодное сокращение численности населения страны до 1 млн. человек? Или это очередной эксперимент на выживание?) почти на 64 миллиона — на жилье для детей-сирот. Впрочем, по последнему направлению оставлена весьма значительная сумма, и интересы обездоленных не должны особо пострадать. (Цинизма хоть отбавляй! Не должны особо пострадать, значительные суммы оставили, ну взяли для себя, на хлеб, 64 млн., разве это деньги?) Не обошлось без снижения доли средств краевой составляющей на ремонт объектов социальной сферы. В основном в муниципалитеты направлены финансы на обеспечение противопожарной безопасности. (А технику безопасности не обделили?)

ЗАКОНОТВОРЧЕСТВО

Владимир Шаповалов особо остановился на проводимой исполнительной властью законотворческой работе. Были подготовлены такие документы, как закон о бюджетно-налоговой политике, (Тут бы нашей прессе и сообщить, какте налоги высасывают чиновники из пальца на шею граждан. А штрафы за некомпетентное руководство для чиновников вводить не собираются? Вот где золотая жила для бюджета!) изменения в закон о межбюджетных отношениях. С этого года внедрена практика общественных слушаний по бюджету. Выглядит это следующим образом — минфин готовит проект главного финансового документа края, согласованный по всем параметрам с муниципалитетами, и выносит его на обсуждение. (Кому выносит и как выносит? Неужели народу?) Замечания и предложения будут учтены до вынесения бюджета на заседание правительства. (Очень заметна работа по замечаниям и предложениям. Хватит сказки рассказывать.) Что касается межбюджетных отношений, то здесь речь в первую очередь идет о субсидиях, выделяемых краем территориям. Последним теперь дано больше самостоятельности в распределении этих средств. Приоритеты должны определяться на местах — это гораздо эффективнее. (Когда брать стало нечего, дали самостоятельность. Демократия-с.

АНТИКРИЗИСНЫЙ СТИЛЬ РАБОТЫ

Министр финансов подчеркнул, что в условиях кризиса работа его ведомства коренным образом изменилась, стала гораздо более оперативной и скоординированной с другими структурами. Особо четкое взаимодействие сложилось с налоговой службой. (А с промышленностью, реальной экономикой отношения не налаживаются? Основная задача брать, брвть и брать?) Ведь у нее с Минфином, по сути, одна задача — увеличить денежные поступления. Результаты видны уже сейчас. Во-первых, значительно сократилась недоимка. Во-вторых, с предприятиями проводится индивидуальная работа. В-третьих, контроль над отчислениями наиболее крупных производств, стоящих на налоговом учете в Москве, осуществляется совместно с федеральными структурами. Отрадно, что роста задолженностей по заработной плате в крае не наблюдается. По словам Владимира Шаповалова, злостных должников в регионе нет, но есть предприятия, как говорится, «с историей». (Тогда зачем все эти мероприятия и законы, направленные на сбор налогов? Все ведь хорошо, злостных должников нет.)

СТАВРОПОЛЬ И КРАЙ

На вопрос журналиста газеты «Вечерний Ставрополь» о бюджетных отношениях между краем и его столицей Владимир Шаповалов ответил так: «Сегодня применительно к Ставрополю термин «город-донор» звучит слишком громко. В 2008 году было принято решение, согласно которому отрицательный трансферт — та самая «донорская» часть, 50 процентов сверхпланового дохода — у Ставрополя не изымать. Для этого был определен специальный повышающий коэффициент. Цена вопроса -224 миллиона рублей. Кроме того, с 2005 года появилась специальная субсидия на развитие и содержание краевого центра. В прошлом году ее сумма выросла до 325 миллионов, а в этом — до 375. Эти деньги выделялись для приведения в порядок городских дорог, фасадов зданий, тротуаров, уличного освещения и так далее. К сожалению, по первому полугодию средства осваивались слабо. Нам пришлось сократить их на 100 миллионов рублей. Причина в том, что город не подготовил проектно-сметную документацию для проведения работ. (Из-за бумажек, по вине чиновников, люди во время кризиса лишились работы на 100 млн. рублей? А кто ответил за это?) По закону это надо сделать только из средств бюджета Ставрополя. Думаю, что причина в процессе становления, который переживает городская администрация. (Хватит про становление байки рассказывать. В администрации появился только один новый человек – мэр города Пальцев Н.И., все остальные старые, опытные кадры. Пора выяснять, чем они заняты в рабочее время и в состоянии ли выполнять свои обязанности?) В будущем, уверен, нам удастся избежать подобных проблем». (В каком будущем? Пока вы все на местах, будущего не будет. Проблемы ведь решать не можете.)

ПРОГНОЗ-2010

Прогнозы развития, как подчеркнул Владимир Шаповалов, чисто финансовой, а не социально-экономической сферы на 2010 год не слишком радостные. Доходы, скорее всего, будут сокращаться и в следующем году. (А к доходам, льготам и привилегиям чиновников это тоже относится? Что-то не слышал от чиновников жалоб на доходы. Наоборот, наблюдается резкий приток бывших менеджеров бизнеса в госструктуры.) Ведь начавшийся осторожный рост производства не ведет к автоматическому увеличению реализации продукции. (Какой рост производства? ВВП падает и падает. Хотелось бы увидеть предпринимателя, работающего на склад. Только не нужно приводить в пример ВАЗ. Его оберегают от законов рынка и конкуренции.) На недавнем совещании в российском Министерстве финансов звучала необходимость исключения из законодательства таких статей, которые предполагают «неухудшение показателей» к уровню текущего года. Некоторые отдельно действующие законы, например, о социальных гарантиях пострадавшим от радиации, предстоит объединить. Об оптимизации расходов, в том числе и на социальные нужды, придется задуматься и на местах. Главная цель, по словам первого заместителя председателя краевого правительства, добиться того, чтобы уровень бюджета 2010 года был не ниже, чем в 2008-м. Учитывая вышесказанное, цель достойная. (Задача полностью выполнимая. В 2010 г. бюджет чиновников не будут ниже 2008 г. Думаю, он даже вырастет. В эитх вопросах они большие специалисты.)

Владислав СЕКАЧЕВ.