троллейбусы будут «питать» до 20 февраля

Информация о том, что со вчерашнего дня в нашем городе прекращено троллейбусное движение по маршрутам № 8, 4 и 2, не подтвердилась.

Вчера администрация города Ставрополя обратилась к ОАО «Ставропольэнергосбыт» с просьбой не отключать электроснабжение. Просьба была услышана. Достигнута договоренность, что до 20 февраля электротранспорт города будет работать в прежнем режиме. (Сомневаюсь,  не нашли решения за годы, а тут две недели хватит.)

 

В минувшую среду вечером на встрече в пресс-клубе «Ставропольской правды» на вопросы журналистов отвечали генеральный директор ОАО «Ставропольэнергосбыт» Б. Остапченко, генеральный директор ОАО «Горэлектросеть» А. Письменый, начальник отдела транспорта министерства промышленности, энергетики, транспорта Ставропольского края В. Костюков и руководитель ОАО «Ставропольское троллейбусное предприятие» С. Кобзарь.

«Отмена дальнейших ограничений и возобновление подачи электроэнергии со стороны ОАО «Горэлектросеть» возможны при условии погашения задолженности троллейбусного предприятия за январь, оплаты текущих платежей и реструктурированной задолженности сроком на шесть месяцев», - это заявление прозвучало весьма категорично. (Нормальное заявление при рыночных отношениях.)

РЕШЕНИЕ ВЫНУЖДЕННОЕ

Об этом сказал генеральный директор ОАО  «Ставропольэнергосбыт» Б. Остапченко:

-  Нас, энергетиков, принято ругать, и некоторые считают это признаком хорошего тона. Но задолженность в 10 миллионов рублей — много это или мало? Для нашей оптовой компании вроде бы - совершеннейшая ерунда. Но у нас должников много — их я могу перечислять долго, а в итоге мы набираем полмиллиарда задолженности. К тому же в крае не существует ни одного предприятия, которое бы нарастило свою задолженность в таких темпах и объемах, как Ставропольское троллейбусное предприятие. Рассказывать о том, что нет дотаций, что есть убыточный тариф — дело непродуктивное . Ведь речь идет о вашей коммерческой деятельности, - сказал Б. Остапченко, обраща­ясь к С. Кобзарю: (Что-то не то. Частник сам себе заложил убыточный тариф? Проезд в маршрутке стоит 10 руб., в автобусе 9 руб., в троллейбусе 8 руб. Разница небольшая, и кто мешает повысить тариф до 10 руб. и избавиться от головной боли? Да, в троллейбусе едешь дольше, но комфортней. Для пожилых людей и инвалидов  троллейбус намного удобнее).

-  Либо это целенаправленная политика руководства предприятия (Какая политика? Вредительство? Диверсия? Вымогательство бюджетных денег?), во что не хочется верить, либо это нерадивое управление... (Тоже возможно. Сейчас должности достаются не по профессиональным знаниям и опыту.) Из-за таких предприятий, по сути, ставится под угрозу все  электроснабжение края. Все генераторы в стране принадлежат коммерческим структурам, девять десятых из которых - с основной долей иностранного капитала (А это что за новость? Энергетика страны принадлежит иностранцам? Ну и ну! И это называется интеграцией в мировую экономику? Или это плата за интеграцию в мировую экономику? А мне она нужна такая интеграция? Своих олигархов кормить стало накладно, а тут еще и из-за кордона лезут. И кто теперь устанавливает тарифы на электроэнергию? Правительство России или конторы Запвда?). Иностранцы не понимают наших объяснений о социальной значимости, о политически опасных решениях. Они просто «кран заворачивают»! Требования рынка — предельно жесткие и предельно открытые: недельный авансовый платеж. Только после этого мы получаем электроэнергию. Но если мы не заплатили вовремя, автоматически включаются штрафные санкции — никаких судов, никаких рассрочек! (А с оборонкой как? Неужели поймут социальную и политическую значимость во время войны? А кто их пустил на наш рынок? Что за необходимость была? У нас нет своих специалистов? Но тогда кто строит и строил во времена СССР электростанции в братский странах? Или деньги не знаем куда девать?)

ТРУДНАЯ ДОРОГА ТРОЛЛЕЙБУСА

К сожалению, руководитель троллейбусного предприятия С. Кобзарь не смог ответить на острые вопросы о том, зачем же покупалось заведомо или в перспективе убыточное предприятие (А когда он его купил и на какие деньги? Или на ваучеры? И как крутился все эти годы? Кто его спасал?), почему ОАО в конце прошлого года приглашало на работу водителей, обещая людям приличный заработок...(Хороший вопрос. Только кто даст ответ? Кобзарь ведь не скажет, что понадеялся на подарок Пальцева, а именно в конце года Пальцев собирался купить десятки троллейбусов для его предприятия.)

И главное, в чем упрекали троллейбусников энергетики, это то, что до предупреждения об ограничении никаких предложений по исправлению ситуации никто не услышал. Невозможно было даже составить какой-либо график погашения текущей задолженности, не говоря уже о более радикальных экономических мерах - вплоть до сокращения штатов, и о том, чтобы приостановить или вовсе законсервировать деятельность предприятия (Лихо! Можно сказать и проще - оставить город без общественного транспорта. Демократия и частная собственность хорошо, но когда один человек может диктовать свои условия целому городу, уже абсурдом называется.).

Острый разговор завершился на не очень-то обнадеживающей ноте: звучал вопрос даже о том, сколько же еще протянет до полного банкротства Ставропольское троллейбусное предприятие. Взаимные упреки энергетиков и транспортников, аргументы «за» и «против» троллейбуса вообще ( Во времена СССР таких вопросов не задавали. Троллейбус считали более экономичным по сравнению с автобусом, и более экологичным.), развитие ситуации в других городах России — вот далеко не полный перечень тем, которых коснулись собеседники (Представляю какой там щум-гам был!).

В. Костюков, начальник отдела транспорта министерства промышленности, энергетики, транспорта Ставропольского края, обратил внимание на слабую законодательную базу (Ох уж эта база! Как провал, так все на нее списывают!), регулирующую деятельность транспортных предприятий. Пока это так, сказал он, маршрутки будут выигрывать конкуренцию не только у троллейбусов, но и у автобусов — как наиболее мобильный вид транспорта (С мобильностью согласен, а вот, что они справляются с перевозкой пассажиров, нет. И что же нужно изменить в законах, чтобы маршрутки проигрывали конкуренцию? Придушить?). Но и убирать одним махом электротранспорт с рынка нельзя — это просто недальновидно, когда еще не оптимизированы пассажирские перевозки, которые, кстати, во всем мире убыточны (Ну да! Так тебе и будут маршрутки возить людей себе в убыток! Частники жалуются не на доходы, а на поборы чиновников, и все равно никто лицензию на извоз не сдает. А чем и как собираются оптимизировать пассажирские перевозки? Лошадками?).

Лариса РАКИТЯНСКАЯ.