MOZI.RU

 

ЗНАНИЕ – СИЛА

 

Нет, это не про известный журнал времен застоя. Это про образование. Всего четыре раздела. Начнем с первого.

 

ОБРАЗОВАНИЕ

- Меня беспокоит образование моей дочери.

- И что конкретно?

- Она, мне кажется, не понимает, что делает. Решает задачу, вроде как все правильно пишет, но не понимает смысла решения. Просто, выполняет какой-то алгоритм, как компьютер.

- И что тут страшного? Все нормально. 

- Но ведь дурой растет!

- Чепуха. Образование получит.

- Какое?

- Такое как и все. Чего беспокоиться? Нужно реально смотреть на жизнь и все будет хорошо. Легче жить. Вы задумывались над вопросом – Что такое образование?

- Да кто же этого не знает@ Детский вопрос!

- Это так кажется на первый взгляд. Думаю, мой ответ станет для Вас шоком.

- Какая уверенность! Попробуйте.

- Вы после окончания школы сразу пошли работать?

- Да.

- А в отделе кадров потребовали показать диплом об окончании школы?

- Конечно.

- А спросили, как Вы решали задачи по алгебре? А может, дали решить задачку?

- Нет. Я устраивался учеником фрезеровщика@

 - Вот именно. А если бы Вы устраивались фрезеровщиком, лет этак в 35, то Вашим дипломом никто бы и не поинтересовался. Поинтересовались бы разрядом и местом предыдущей работы. Да и это ничего бы не сказало о Вашей квалификации.

- Это почему?

- Видите ли, мне кажется, что фрезеровщик 6-го разряда молзавода отличается от фрезеровщика 6-го разряда оборонки.

- Значит место работы о чем-то говорит?

- Да. Но мало. Мне приходилось видеть фрезеровщика ремонтной мастерской совхоза. Можете мне поверить, он не уступил бы фрезеровщику оборонки.

- Хорошо. Но мой институтский диплом что-то значит?

- Нет. Ничего он не значит. Он тоже не может сказать, что Вы можете сделать, на что способны. Образование это просто бумажка, которую Вам выдала некоторая группа лиц, уполномоченная обществом. 

- Простите! Это сейчас диплом можно купить. В мое время его нужно было заработать. Экзамены, зачеты, курсовые…

- Вы мне еще про кандидатов наук и академиков расскажите.

- Неужели Вы умнее их@?

- Я этого не говорил. Но там работает та же схема. Группа лиц дает ученые звания другим. И очень часто не заслуженно, просто работают связи, блат, взятки. Особенно это развито у гуманитариев. Все эти историки, писатели, юристы, экономисты – стая пройдох.

- И у Вас есть доказательства?

 - А Вы прессу читаете? В Америке этих нобелевских лауреатов по экономике черт знает сколько. А результат? Глубокий кризис. И никто не спросит – Ребята! А за что вам общество дает такие блага? Где результат вашего труда?

- Действительно интересно! И почему не спрашивают?

- Да просто страх перед званиями срабатывает. Это у одних. У которых мозгов мало, а власти много. Не могут же они публично признать себя дураками, транжирящими деньги общества. Много сейчас таких развелось, при власти и без мозгов. А у других, у которых власти нет, но есть мозги, тоже страх тормоз включает. Эта свора со званиями так заклюет, что только дворником и возьмут на работу.

- Так Вы хотите сказать, что образование фикция?

- Конечно. Даже в народе на эту тему поговорки есть. Например – дурак с дипломом. А в каменном веке, как вы думаете, тоже академики были, кандидаты наук, заслуженные артисты племени, поэты?

- Ну нашли что сравнивать! Каменный век и наше время. Уровень знаний другой ведь.

-Хорошо. Поговорим о знаниях.

 

ЗНАНИЕ

- И в чем же разница между образованием и знаниями и следует ли из одного другое?

- Знаете, ответить на этот вопрос однозначно очень трудно. Да, без знаний тебе не дадут бумажку об образовании. И тут следует одно из другого. Но сейчас на телевидении очень много передач на проверку знаний. Смысл очень примитивный. Ведущий задает вопросы, а участники дают ответы. И что? Вы можете назвать их умными и грамотными? А может им уже и ученые звания нужно присуждать?

- Со звания конечно перебор. Но если участник дал ответ, а я его не знал, то почему я должен считать его не образованным?

- А может его нужно считать начитанным, с очень хорошей памятью?

- Поясните свою мысль.

- Одно время человечество было просто помешано на шахматах. Как и в науке, у шахматистов были звания, льготы. Книжки издавали. Делали анализ партий и собирали партии. Сильнейшим становился тот, кто помнил большее количество партий. Каждый новый ход был открытием. Вызывал бурю восторгов умом шахматиста. И чем все кончилось?

- Да. Чем?

- А все эти партии занесли в компьютер, разработали алгоритм на неожиданные ходы и человек стал проигрывать машине. Интерес к шахматам пропал. Сейчас все знания человечества можно занести в компьютер. Он всегда ответит на идиотские вопросы игры "Кто хочет стать миллионером?" И что станет с этой знаменитой игрой?

- Она исчезнет с экрана.

- Вот именно. Знания – это набор фактов, известных человечеству. Занеси их в компьютер, и мы проиграем компьютеру. А хвалиться своей памятью, просто не скромно. Если человек начнет хвалиться своим ростом, талией, или весом поднятой штанги, как Вы к нему отнесетесь?

- Скорее всего начну сторониться. Сдвиг в психике вызывает опасение. Но я что-то не пойму. Образование - простая бумажка, знания – набор фактов. Учиться не нужно?

 

МЫШЛЕНИЕ

- Нужно. И даже необходимо. Только нужно не запоминать факты (знания), а уметь их применять, использовать на практике.

- Ну вот и пришли к необходимости образования, знания.

- Нет. Я пришел к другому. Мы деградируем и нужно что-то менять в системе образования.

- Да@  Признаки деградации очень явно видны@! Телевидение, компьютеры, космос@ Сплошная деградация!

- А вот умничать не надо@ Все, что Вы назвали, идеи XIX века. Частично начало XX века. Но они были выдвинуты людьми с образованием XIX века. Чем можем похвалиться мы? Только тем, что за 50 лет так загадили планету, как ее не смогли загадить наши предки за несколько тысячелетий?

- А вы хотели научно-технический прогресс без всяких последствий?

- Да нет. Но я не про экологию. Я о мышлении. Знаний накопили много, а ума дать не можем. Меня просто поражает мышление древних. Очень древних. Ну приучили они лошадь. Но ведь потом нужно было изобрести упряжь. Многие ли из современных инженеров справятся с этой задачей? 

- А зачем изобретать велосипед? Взял образец, сделал чертежи и вперед!

- Да. Но это уже использование накопленных знаний, слепое копирование, а не мышление инженера. А как древние смогли вывести пшеницу? Она что росла, просто взяли и начали сеять? Да тут нужен труд целого НИИ и многолетний. Нужны академики, кандидаты наук, опыты, селекция. Древние справились с этой задачей. И вывели не только пшеницу, но целый набор растений, которыми мы пользуемся и сейчас. Неужели такая мощная Академия Наук была у них? И почему до нас не дошли имена этих академиков? Мы хвалимся модифицированными продуктами, кричим о величайшем научном достижении. А вот ответить на простой вопрос – вредны ли они? Не можем. Так все быстро изобретаем, внедряем, что не успеваем дать оценку последствиям своей работы. Вот и все, чем можем похвастаться. Явная деградация и сумасшествие.

- И Вы можете привести конкретный пример? Оставим древних в покое. Что-то более современное.

 

ЗНАНИЕ - СИЛА

- Хорошо. В 1927 году была издана Техническая Энциклопедия, аж в 26-ти томах. Ничего подобного больше не издавалось.

- Естественно, сейчас ее видимо и невозможно издать. Очень далеко шагнул прогресс, все и не охватишь.

- А все оно и не нужно. Очень многие достижения известны только узкому кругу специалистов и широкую публику не интересуют. А вот технические решения нужно доводить до широкого круга людей. Мыслить, знаете ли, заставляет. В 1927 году деньги нашли, даже после гражданской войны. Удивительно, что не можем найти сейчас.

- И что же Вас в этой устаревшей энциклопедии удивило?

- Деградация общества.

- (Что-то не то несет! Сравнивает технику начала XX века и XXI века и видит деградацию! Смещно!) И откуда такой вывод?

- Сейчас просто повальное увлечение дачами. На старых дачах приходится удалять старые деревья. Без корчевания пня не обойтись. В энциклопедии описываются различные приспособления для корчевания пней. Есть даже таблица нормы выработки. В день рабочий должен выкорчевать ТРИ пня диаметром 44 см!

- И что тут удивительного?

- Неужели не видите? Да современный дачник, если один пень удалит за день, будет героем у соседей. Обычно это занимает два дня. Основной инструмент лопата и лом. Выбросить нужно куба три земли. Главное же, во всем дачном кооперативе ни у кого не возникла мысль - а какие приспособления есть для этой работы? Вот вам и деградация.

- Можно и экскаватор пригнать.

- Можно, но не везде он может подъехать. И это опять же говорит не в пользу человека. Ослаб человек, и всего-то за какие-то 50 лет. Найдите сейчас ведро емкостью 12 литров? Или мешок на 70 кг.? Не возможно. А во времена моего детства, это было нормой. Хилеет народ. Деградация в здоровье. Совсем недавно, один премьер, наш, из молодых реформаторов, хвалился на всю страну, и не только он, но и его жена, что не может забить в стену гвоздь! Нужно понимать, что он всю жизнь потратил на развитие своих мозгов, и на физический труд времени не хватило. Но результата никто не увидел и с должности сняли. Правда пристроили, наверное из жалости, как убогого, на другую должность, менее ответственную. Там тоже гвозди бить не нужно.

- Это уже у Вас ненависть к чиновникам говорит. А конкретные предложения есть?

- Конечно. Мальчиков и девочек нужно учить отдельно, и даже в разных школах. Жизнь требует от них совершенно разные знания. Девочка должна быть хозяйкой в доме, должна уметь шить, готовить, вести хозяйство. Мальчик должен уметь не только забить гвоздь, но и уметь делать мелкий ремонт бытовой техники, владеть навыками плотника, строителя. Главное же пробудить интерес к технике и умение думать.

- Но где же тогда брать ученых? И какие предметы придется сокращать?

- А Вы открывали учебник биологии, или русского языка? Это же для академиков написано. В Вашем классе многие стали учеными? А кем стали?

- В основном рабочими. Есть конечно и инженера, экономисты, бухгалтеры.

- И все знают дату битвы на Калке? А может знают столицу Гондураса? А теорему Пифагора доказать могут?

- Я никак не могу понять, куда вы клоните?

- К разделению образования. Выявлять действительно способных думать, их склонности и серьезно заниматься их образованием. Главное, дети Иван Иванычей, должны получать образование и должности заслужено, а не по связям и блату. Пусть в классе будет всего пять человек, но из них что-то можно сделать. Сделать свободными уроки. Интересуется биологией, пусть учит биологию, интересуется  географией, пусть учить географию. Сейчас же те, которые не хотят учиться, только мешают желающим учиться. Вариантов может быть, конечно, много, но цель должна быть одна – серьезно учить только способных. Да и система оценок, существующая сейчас, мне кажется, ничего не отражает. ЕГ этой проблемы не решило. Умеет ребенок думать или нет, можно определить только беседой.

- Мне кажется, это прожекты.

- Не уверен. В свое время я работал лаборантом в НИИ. Время для подготовки в институт нужно было, да и после армии многое забывается, и первые года учебы довольно не простые. Так вот, у меня начальником был очень интересный человек. Образование просто феноменальное. Не знаю, почему не сделал карьеру, возможно из-за здоровья. Проработал я там всего три года, и за это время он помог сделать кандидатские двоим. Так просто. Как-то он рассказал мне про свое образование. Стране нужны были специалисты-ядерщики. В группе училось всего 12 человек. Лекции читали только академики. И не просто читали, а делились своими взглядами, идеями, планами. Как он мне сказал, выдали столько идей, что хватит на жизнь не только академиков, но и им, их ученикам. Вот поэтому он и просто так отдал две кандидатские диссертации.

- Что-то на сказку похоже.

- Это в наше время. Во времена Сталина сказки не уважали и не любили. Потому и боятся и уважают до сих пор Россию.

 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Посетите сайт http://www.altshuller.ru/. Скачайте Е-Книгу. Прочтите. Это реклама, но хорошая. Дальше смотрите сами, что будете делать.