О чем поет и плачет элита

Культ господства и потребления пока заглушает идею развития

БЛИЗИТСЯ серьёзная дата: 15-я годовщина октябрьских событий 1993 г. Нужно ли напоминать её суть? Жёсткий конфликт между коммунистическим Верховным Советом и Кремлём. Попытка штурма телецентра «Останкино», угроза отдать президента под суд. И в ответ - танки на Новоарбатском мосту, стрельба по зданию парламента...

В ДЫМЕ этого конфликта рождалась новая российская элита, полная благостных надежд и европейских ожиданий. Однако реальными победителями оказались не демократы 80-х годов, приведшие в Кремль Б. Ельцина, а хваткие и циничные «деловики», сказочно обогатившиеся при приватизации 90-х годов. Захватив ключевые позиции в экономике и финансах, новоявленные олигархи вскоре (уже к 1996 году) полностью контролировали высшее чиновничество, политику, выборы, средства массовой информации. Вскоре они распространили своё влияние на суды, прокуратуру и значительную часть силового сообщества. Следуя знаменитому совету тогдашнего помощника президента по вопросам экономики А. Лившица - «делиться надо», они щедро осыпали излишками денег журналистскую и художественную элиту, постепенно превращая её в олигархическую подтанцовку. Этот узкий клан олигархов и присосавшийся к ним круг «весёлых и находчивых» и являл собой тогдашнюю элиту. Старая, так называемая «статусная» интеллигенция времён брежневского застоя и горбачёвской перестройки (учёные, врачи, профессура, техническая и художественная интеллигенция) в массе своей была вытеснена на обочину общественной жизни. По инерции она ещё долго считала себя элитой, но озабочена была главным образом собственным выживанием.

 

«Цветы удовольствия»

ЧТО стало с элитой за прошедшие 15 лет? Стала ли она властительницей дум, энергией развития, совестью нации? Частичный ответ на эти вопросы можно найти в результатах крупного исследования, проведённого фондом «Либеральная миссия» совместно с социологами «Левада-центра». Ответы не очень утешительны.

Доминирующее место в элите по-прежнему занимают, если пользоваться терминологией исследования, «элита господства» (бюрократическая верхушка госвласти) и «элита богатства и потребления». Разница между ними состоит в том, что обогатившаяся «элита господства» по крайней мере «вкалывает» и несёт бремя ответственности. Тогда как «элита богатства и потребления» с большей или меньшей мерой откровенности и цинизма «срывает цветы удовольствия». И в этой бесконечной гонке за новыми ощущениями цинично втягивает в свои гедонистические игрища значительную часть общества. Прежде всего молодёжь. Наше сегодняшнее телевидение, значительная часть радио, газетного и культурного рынка являются прямым порождением этой «элиты господства и потребления».

Эта «элита» ничего не хочет менять, ни от чего отказываться. Единственная жертва, на которую она готова идти, - это бросать населению объедки со своего пиршества, дабы избежать социального взрыва.

 

Всё ли так плохо?

ЗА ПРОШЕДШЕЕ десятилетие среди населения утвердилось резко негативное отношение к элите. Считается, что она полностью ориентирована на западные ценности (прежде всего на культуру потребления), что она космополитична, чурается национальных культурных и социальных традиций. Говоря словами марксистского классика, «страшно далека от народа». Более того, проповедуя на словах либеральные ценности, она всячески ограничивает конкуренцию - в политике, бизнесе, культуре. Но, пожалуй, самый серьёзный упрёк в её адрес состоял в том, что она в отличие от западной не желает нести никакой социальной ответственности. «Ты выпал из лодки? Так греби к берегу сам...»

Новое исследование выявило и позитивные тенденции. Исследование зафиксировало зарождение нового слоя элиты. «Элиты развития». Как правило, это динамичные, образованные люди, которые ничего или очень немного получили при олигархическом или бандитском переделе нацбогатств. У них нет больших связей «наверху», они не замараны в коррупционных или рейдерских схемах. Они не тащат, как большинство «старых» олигархов, свои миллиарды за границу и поэтому заинтересованы в развитии национального бизнеса в России.

Главная черта этой нарождающейся элиты - стремление к независимости от государства и власти, желание самостоятельно развивать успех, иметь право собственного выбора.

 

Не раздавили бы...

КАК будут складываться отношения между этой неокрепшей ещё элитарной порослью и старой «элитой господства и потребления»? Скорее всего, непросто. Власть привыкла раздавать пряники и розги в зависимости от того, насколько элита готова кричать «любо». Новая «элита развития» не склонна продолжать такие игры. Уже сейчас на этапе становления она (пока негромко) заявляет о своём критическом отношении к выстроенной вертикали власти, к качеству и эффективности «ручного управления». Большинство опрошенных из «элиты развития» считают, что строительство «вертикали» привело к чрезмерной концентрации власти и бюрократическому тромбозу. Интересно, что даже среди силовиков, армейских офицеров и региональных чиновников, традиционно ориентирующихся на центральную власть, критический настрой к «вертикали» приближается к 50%. Безудержным самолюбованием продолжают заниматься лишь федеральные чиновники.

Молчание дороже

ОПРОСЫ показывают, что новая элита осознаёт опасность сложившегося разрыва в уровне доходов богатых и бедных. И ставит ликвидацию этого разрыва в центр программы социального развития. Среди приоритетов - обеспечение равных условий конкуренции, верховенство закона, ликвидация зависимости суда от власти, защита прав частной собственности. А в политике - реальная конкуренция партий, свобода СМИ, обеспечение свободных выборов и подотчётность власти обществу.

Слышит ли общество эти заявки? Пока до ушей доходит лишь элитарный шёпот. Новая элита если и высказывается, то анонимно. В узких семинарах, в частных беседах, а то (как при советской власти) и вовсе на кухне. В ходе опроса некоторые отказывались называть даже регион проживания. Боятся, что их вычислят...

Но если новая элитарная поросль так пуглива, то можно ли называть её «элитой разви­тия»? Может быть, это «элита молчания»? Элита «му-му»?

Новые «сливки общества», чтобы быть услышанными, должны смелее говорить.

ВЯЧЕСЛАВ КОСТИКОВ